![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() | |
![]() |
Пресс-центр: Публикации![]() |
Валютная интеграция СНГ: найти свой путьГенеральный директор ММВБ, А.В.Захаров 19-22 сентября в г. Алматы (Казахстан) состоялась вторая конференция банков и бирж стран СНГ и Балтии. Она собрала свыше 200 участников, представлявших более 100 финансовых учреждений стран региона, а также иностранных банков и международных организаций. На встрече обсуждались вопросы развития национальных финансовых систем и валютного сотрудничества государств СНГ. В рамках конференции проведено собрание членов Международной ассоциации (МАБ) бирж СНГ. Руководители 14 валютно-фондовых бирж утвердили программу действий ассоциации. Как отмечалось на заседании, ассоциация призвана содействовать решению общих проблем стран Содружества, стимулировать развитие взаимных торгово-экономических отношений и формирование зоны свободной торговли на территории СНГ, а также активизировать проведение структурных преобразований. Зачем нужна валютная интеграция?Валютное сотрудничество стран СНГ имеет немалый опыт. Семь лет назад - в декабре 1993 г. начал действовать Межгосударственный банк, в октябре 1994 г. заключено Соглашение о создании Платежного союза государств-членов Содружества. В рамках подписанного в апреле 1994 года Соглашения о создании зоны свободной торговли Исполнительный комитет СНГ разрабатывает концепцию регулирования национальных рынков финансовых услуг. Тем не менее, валютно-финансовое взаимодействие стран Содружества находится в стадии формирования. В Западной Европе валютно-финансовое сотрудничество начало развиваться после Второй мировой войны. В 1950 г. 17 западноевропейских стран создали Европейский платежный союз (ЕПС). Благодаря ему за несколько лет они восстановили денежное обращение, преодолели долларовый голод и перешли к конвертируемости национальных валют. Новую Европу строили вместе страны антигитлеровской коалиции и Германия с ее бывшими союзниками. Объединиться недавних противников заставила простая вещь - осознание того, что по одиночке им не стать сильными, что Европе не возродиться без общего экономического и финансового пространства. Такая же экономическая целесообразность существует и у государств Содружества. По- одиночке им очень трудно выдерживать конкуренцию с ведущими мировыми валютами и финансовыми центрами, особенно в условиях глобализации мировых финансовых потоков. Еще труднее им будет отвоевать достойное место в мировой валютно-финансовой системе. Перед всеми государствами Содружества стоит задача укрепить национальные валюты и создать высокоразвитые финансовые рынки. И, если на Западе подобные рынки формировались многие десятилетия, то в СНГ их приходится строить заново в очень короткие сроки. Страны СНГ заинтересованы в том, чтобы финансовое пространство Содружества было упорядоченным, а не фрагментарным. Наличие той или иной формы его организации необходимо, чтобы противостоять конкурентам из третьих стран и, что еще важнее, обеспечивать на долговременной основе национальную валютно-финансовую безопасность. Как это можно сделать ?Главный на сегодня вопрос - как обустроить валютно-финансовое пространство Содружества. В мире существует три основных пути региональной валютной интеграции. Условно их можно назвать западноевропейский, латиноамериканский и африканский. Западная Европа шла к единой валюте несколько десятилетий. В 1950-1959 гг. действовал Европейский платежный союз. В 70-е годы мир перешел к плавающим курсам, и европейские валюты начали отклоняться друг от друга в разные стороны. Торговля в Европе оказалась под угрозой. Чтобы сократить потери от валютных колебаний, западноевропейские страны создали "валютную змею" и позже - Европейскую валютную систему с собственной коллективной единицей - ЭКЮ. Эти механизмы, удерживали (хоть и не всегда) национальные курсы в рамках единого коридора. В 90-е годы всеобщая либерализация движения капиталов резко снизила эффективность коллективной привязки курсов. В 1992-1993 гг. Европейская валютная система пережила жесточайший кризис. Он окончательно убедил государства ЕС, что держать с десяток валют в одной упряжке больше не получится. Оставалось либо "отпустить их на волю", либо вовсе упразднить, заменив на единую валюту. В Латинской Америке было образовано несколько международных валютных организаций. В их числе Центральноамериканский валютный союз, Латиноамериканский экспортный банк, расчетный механизм Латиноамериканской ассоциации интеграции, Карибский стабилизационный фонд. Однако с общей валютной единицей практически ничего не получилось. В 90-е годы регион накрыла волна долларизации. В 2000 г. от национальной валюты - сукре - отказывается Эквадор. Теперь внутри страны, так же как в Панаме и Гаити, будут ходить только доллары США. План замены аргентинских песо на доллары готовит Центральный банк Аргентины. Он, кроме того, официально предложил создать в Латинской Америке валютный союз, участники которого введут вместо национальных денег доллары США и передадут Соединенным Штатам право регулировать эмиссионную и бюджетную политику. В Африке существует два валютных объединения: Валютный союз Центральной Африки и Западноафриканский валютный союз. Оба они созданы на основе бывшей зоны франка. Их расчетная единица - франк КФА - жестко привязана к французскому франку. Казначейство Франции обеспечивает полную свободу конверсии, для чего предоставляет африканским странам неограниченные кредиты во французских франках. По существу, французский франк является для африканских стран параллельной валютой, служащей им для внешних расчетов. Недавно восемь из 16 государств Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) задались целью ввести коллективную валюту - афро. По планам, она должна появиться в 2004 г. Проект активно поддерживают национальные политические элиты. Уже обсуждается статус будущего единого центрального банка. Правда до сих пор не ясно, что будет положено в основу новой валюты - африканские денежные единицы или более сильная валюта какой либо промышленно развитой страны. Однако среди членов возможного союза есть крайне бедные страны и страны с острыми внутриполитическими проблемами. Это заставляет сильно усомниться в реалистичности объявленной программы. Новое валютное объединение готовится и в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН. Страны группировки, чтобы стимулировать взаимную торговлю, планируют создать коллективную расчетную единицу на базе сингапурского доллара. Таким образом, западноевропейский вариант валютной интеграции - это создание сначала расчетной денежной единицы, а потом единой валюты на базе национальных валют стран-участниц. При этом полномочия национальных денежных властей постепенно передаются на общеевропейский уровень. В Латинской Америке валютное пространство основывается на внешней валюте. Она сначала применяется для внешних расчетов, а потом может полностью вытеснить национальные деньги. В результате значительная часть национального суверенитета утрачивается и передается стране, не участвующей в группировке. В Африке коллективная денежная единица привязана к иностранной валюте, которая используется для внешних расчетов, но не проникает во внутренние. Эмиссию коллективных денег финансирует бывшая метрополия. Новые проекты африканского и азиатского валютных союзов комбинируют в разных сочетаниях элементы европейской и действующей африканской моделей. Что сейчас нужно странам СНГ?Государствам СНГ настало время найти свой собственный путь построения финансового пространства. Здесь нужно понять, а для чего, собственно, нашим странам нужна валютная интеграция, и какие у нас имеются возможности для воплощения в жизнь тех или иных ее вариантов. По нашему мнению, главным наполнением валютного сотрудничества должны стать те практические задачи, решать которые эффективнее, быстрее и дешевле, если это делать сообща. На сегодня имеется, по крайней мере, пять таких задач. Первая - совместная борьба с долларизацией. Речь идет о выведении долларов и других иностранных валют из наличного обращения на территории наших стран. Сейчас в России циркулирует 30-80 млрд. наличных долларов. Получается, что внутренняя денежная масса фактически состоит из двух частей: рублевой и долларовой. При этом рублевая часть в лучшем случае равна долларовой, а в худшем - в два - два с половиной раза меньше ее. Это существенно повышает риски в сфере социально-экономической безопасности страны. Потенциальные перепады колебания курса доллара могут нарушить и без того не слишком устойчивое социальное равновесие. Из-за циркуляции наличной иностранной валюты значительная доля экономики становится недоступной для российских денежных и налоговых властей. Странам СНГ целесообразно решать проблему сообща. Обмен успешным опытом ускорит процесс дедолларизации. А координация усилий позволит избежать ситуации, когда вытесняемые из одних стран доллары будут "выдавливаться" в соседние государства. Выведение иностранных валют из наличного обращения поможет распространению цивилизованных форм торговли валютой и развитию рынка безналичных операций. Вторая задача - формирование единого финансового пространства СНГ. Такое пространство - явление многомерное, и двигаться к нему следует по нескольким направлениям. Во-первых, все страны СНГ заинтересованы в том, чтобы расширить использование национальных валют во взаимной торговле. Сейчас подавляющая часть внешнеторговых платежей между государствами Содружества совершается в долларах США, что создает дополнительный спрос на американскую валюту и ограничивает спрос на национальные валюты. По расчетам Минэкономторга РФ, в 2000 г. товарооборот России со странами СНГ возрастет, по сравнению с прошлым годом, на 21,4%, - до 26,7 млрд.долл. Это обнадеживающий сдвиг. Однако за восемь месяцев нынешнего года оборот ММВБ по двум торгуемым валютам СНГ - украинской гривне и казахскому тенге составил всего 582 тыс. долл. Чтобы контракты заключались в национальных валютах, нужна система их текущих курсовых котировок. А для этого требуются развитые и открытые национальные валютные рынки, которые в странах СНГ только формируются. Поэтому переход на платежи в национальных валютах будет происходить очень и очень постепенно. Для начала следует внедрять национальные валюты в те сферы расчетов, где сейчас господствует бартер. Во-вторых, чтобы страны СНГ могли составить единое финансовое пространство, им крайне необходимо иметь единообразную нормативную базу. Понятно, что, если в государствах СНГ будут действовать совершенно разные законы, никак не стыкующиеся друг с другом, то наладить финансовое сотрудничество не удастся. И, наоборот, гармонизация финансового законодательства позволит странам Содружества значительно расширить то поле, на котором теперь оперируют их финансовые учреждения, и, в конечном счете - предприятия. В качестве первого шага целесообразно подготовить сборники законодательных актов, действующих в отдельных государствах. Далее следует выделить ключевые проблемы, существующие в области валютного регулирования и управления потоками капиталов. Следующий шаг - последовательное устранение законодательных барьеров, которые мешают консолидации валютных рынков и рынков ценных бумаг наших стран. В-третьих, странам СНГ пора переходить на международные стандарты. Очень важно, чтобы водимые сейчас новые стандарты были едиными во всех странах Содружества. Если они окажутся разными, то между финансовыми рынками СНГ на многие десятилетия, если не навсегда, пролягут незримые границы. Международные стандарты, кроме всего, нужны для адекватной интеграции рынков СНГ в мировые и для привлечения зарубежных инвесторов. Российские предприятия и банки уже в течение нескольких лет постепенно переходят на международныме стандарты финансовой отчетности. Полная адаптация международных стандартов к российской действительности займет, как ожидается, еще 3-4 года. Наиболее распространенными стандартами в торговле ценными бумагами являются Стандарт торговли Т+3, принятый в Европе, и рекомендации группы G-30. В мире существуют устоявшиеся требования к профессиональным участникам и к эмитентам ценных бумаг. Также имеются наиболее распространенные программные системы и интегральные технологии фондового рынка. К ним относятся системы Парижской биржи (MATIF); Стокгольмской биржи (ОМ); система Xetra Франкфуртской, Венской бирж и биржи НЬЮЭКС. ММВБ, также как и биржи Осло, Будапешта, Шанхая, Джакарты и некоторые другие применяют австралийскую систему ISTS. Третья совместная задача - разработка теоретических вопросов валютно-финансовой сферы в странах с переходной экономикой. На это есть две веские причины. Во-первых, валютно-финансовые рынки - новое для стран СНГ явление. Странам Содружества не достает высококвалифицированных специалистов, свободно владеющих современной техникой финансовых операций. Кроме того, и это главное, в наших странах, очень узка профессиональная среда, слабо развита отечественная финансовая школа, которой следовало бы соответствовать нынешнему мировому уровню знаний. Многие основополагающие научные труды зарубежных авторов не переведены на национальные языки стран СНГ. Во-вторых, поведение финансовых рынков стран с переходной экономикой явно не укладывается в законы, действующие в странах Запада. Ряд возникающих в СНГ проблем, например долларизация в сочетании с нехваткой наличных денег (демонетизацией) - вообще не затрагиваются в западной экономической литературе. Настало время сформировать концептуальный подход к подобным вопросам. В их числе: соотношение валютного курса и паритета покупательной способности, последствия долларизации, множественных курсов, валютных ограничений. Четвертая задача - подготовиться к окончательному переходу стран ЕС на евро. Ранее Евросоюз планировал, что банкноты евро и национальных валют будут полгода циркулировать параллельно. Теперь этот срок сокращен до двух месяцев. С 1 марта 2002 г. марки, франки, лиры, гульдены перестанут быть законным платежным средством. Как будет происходить обмен банкнот вне Европейского союза, сейчас никто не знает. За оставшийся год с небольшим странам СНГ нужно наладить такую систему, которая позволила бы без ажиотажа обеспечить транспортировку, хранение и обмен имеющихся у населения западноевропейских банкнот. В противном случае возникнет почва для различного рода махинаций. 1 января 2001 г. (за год до появления наличных евро) в ЕС вступит в силу регламент по борьбе с подделками купюр и монет евро. По оценкам Европейской комиссии, в первые месяцы 2002 г. риск появления фальшивых евро будет особенно высок. Понятно, что в странах СНГ, где никто не видел новых банкнот, эта опасность на порядок выше. Нашим странам полезно подключиться к мероприятиям, проводимым европейскими властями совместно с Европолом и Интерполом. Есть смысл направить в Европейский центральный банк делегацию от центральных банков и бирж СНГ, чтобы согласовать условия и процедуры обмена денежных знаков на территории Содружества. Юридические вопросы, возникающие из-за евро, также лучше решать сообща. Проблема здесь в том, что многие соответствующие законодательные нормы ЕС действуют только на территории Евросоюза. В результате население, банки и фирмы из третьих стран могут оказаться в юридическом вакууме. После окончательного перехода на евро многим предприятиям наших стран предстоит вести расчеты одновременно и в долларах и в евро. Если одна из этих валют будет дорожать, а другая дешеветь, что и происходит сейчас, наши предприятия будут нести потери из курсовых колебаний. Биржам и банкам стран СНГ следует заранее подумать, как помочь своим клиентам выработать правильную линию поведения и свести к минимуму возможные валютные потери. И, наконец, пятая крупная задача - разработка национальных и международных мер валютно-финансовой стабилизации. Российский финансовый кризис 1998 г. показал, каков может быть масштаб социально-экономических потерь от несбалансированной валютно-финансовой политики. По итогам кризиса написаны сотни статей. Тем не менее, на уровне СНГ его уроки не обобщались. Между тем, такой анализ необходим, чтобы понять, какие из подводных камней валютной политики наиболее опасны и как избежать их в следующий раз. Очень полезно было бы разработать, пусть в общих чертах, "технику финансовой безопасности" для стран с переходной экономикой. Сейчас в мире широко обсуждается предложение заключить международные соглашения о введении специального налога на спекулятивные движения капиталов - так называемого "налога Тобина". Эту идею впервые выдвинул в 1978 г. американский экономист, лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин. Суть заключается в том, чтобы валютообменные сделки с определенными параметрами (которые сейчас вырабатываются), подлежали налогообложению в размере до 0,1% от суммы операции. Правительство Финляндии, парламент Канады и президент Бразилии официально объявили о поддержке инициативы. У нее много сторонников в США, Великобритании, Франции, Бельгии, Италии. В конце сентября вопрос рассмотрит Совет ЕС. Государствам Содружества целесообразно подключиться к этим и подобным международным акциям. Ведь в данном случае от нашей позиции многое зависит, и в наших силах сделать мировой финансовый климат более стабильным.
В заключение следует подчеркнуть, что для успеха валютной интеграции в СНГ нашим странам необходимо выработать системный подход к вопросам их валютно-финансового взаимодействия. От этого зависят и темпы, и результаты продвижения к единому финансовому пространству. Практика показывает, что настало время соединить усилия властей и межгосударственных органов с усилиями заинтересованных участников рынка. Именно на стыке национальных и деловых интересов реально вырабатывать эффективные прагматические решения. Первым шагом к объединению финансового пространства стран Содружества должны стать гармонизация финансового законодательства и переход на единые международные стандарты.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
Copyright © 1998-2000 ММВБ E-mail: info@micex.com |
Последнее изменение: 6 октября 2000 |
|